❓Выбрали даже не 10, а 12 ваших вопросов! Публикуем первую часть ответов Натальи.
🤔 «Враг не дремлет, враг знает, что бог наш пан (или Пан)» это отсылка к греческому богу лесов или отсылка к «Boh pan nas», боевому кличу таборитов?
Наконец-то верно заданный вопрос по этому тексту! Конечно, второе. И это же является ответом на вопрос, есть ли в наших песнях отголоски творчества Сапковского. Если текст, который лёг в основу «Опасного лета» был написан Ольгой Лишиной как прямой оммаж, и мне пришлось его отчищать от «сирени и крыжовника», то в «Сердце ястреба» для меня важно было передать тонкий привет «Божьим воинам». История гуситских войн и европейских ересей и чернокнижия меня всегда занимала.
🤔 Что такое золото тумана? (Есть предположение, что это туман в лучах утреннего солнца, в т.ч. поэтому зима приходит за весной…) И почему снега не белые?
В песне еще важное слово «мление», то есть морок, вызванный очень сильным морозом. В такую погоду люди видят пасолнца и снежные миражи, и в холодном ясном воздухе как будто висит золотистый дым.
А снега не белые на картинах импрессионистов — именно Клод Моне и Альфред Сислей поняли, что чтобы добиться достоверного свечения в зимних пейзажах, белила с палитры нужно убрать.;-)
Кстати, был еще вопрос о снеге в песне «Кицунэ» — так вот, действие песни происходит зимой. Иногда снег — это просто снег.;-)
🤔 Почему песня называется именно Анестезия? Этот вопрос не даёт мне покоя 🙂
Давно пора было его задать!
Это перекрученное мною «Анастасия», то есть Воскресение. У меня много рождественских песен, а пасхальная только одна — вот эта. Поэтому в последнем куплете и кровь искристая, и плоть — весна.
Что же касается образа отрубленных голов — ну, просто головы. Головы вообще. Головы Робеспьера и Анны Болейн, или еще чьи-то.
🤔 За цунами лишь флейта поёт. Эту строчку считаю выдающейся поэтической конструкцией, ведь в ней заключён редкий контраст — хтоническая, сметающая все на своем пути стихия и изящный инструмент, волнующий сердца. Мне очень интересно, какой смысл вкладывал в этот образ автор.
Она не просто поет, а поет в тишине. Неизменной спутницей цунами является страшная звенящая тишина, и вот у меня в тексте из этой тишины возникает призрачная флейта, как зов Изольды, которому невозможно противостоять, как невозможно противостоять и всесокрушающему цунами.
🤔 Почему та, что ждёт на третьем корабле, губит? Почему гибнет? Что символизируют три корабля, что за боль алеет на первом?
Потому что любовь бывает более гибельна, чем любая страсть или болезнь, причем и для субъекта, и для объекта (спасибо за формулировку соавтору текста Ольге Лишиной).
🤔 Что за магическая сила у ночной кобылы?
Ночная кобыла — это классический случай воплощения темного образа богини-матери в низшей мифологии. Формулировку «искал кобылу, нашел кобылу, связал кобылу ее же гривой» я взяла как прямую цитату из среднеанглийского заговора, в сюжете которого бог Воден ловит, стало быть, эту лошадь.
Ну а «ночная кобыла» — это игра слов по отношению к английскому nightmare, где mare, понятно, никакая не кобыла, а мара, дух-душитель (то есть по-нашему — стенокардия).;-)
📸: Дмитрий Лившиц